ГДЗ King

Диктанты по русскому язык за 2 класс 2023-2024

Выбранные для данного пособия контрольные диктанты направлены на оценку уровня развития навыка грамотного письма у школьников к концу каждой четверти.

Текстовый материал для проведения письменных работ подобран в соответствии с темами, изучаемыми в курсе русского языка 2 класса по УМК "Школа России". Также представлены тренировочные диктанты для самостоятельной проверки знаний.

Учитель, в зависимости от уровня подготовки класса, самостоятельно определяет трудные для написания слова в тексте диктанта и диктует их с орфографическим указанием. Количество слов после каждого текста в скобках соответствует нормативу для письма под диктовку в каждой четверти 2 класса.

Для проверки уровня сформированности орфоэпических, лексических и грамматических норм русского языка подобраны грамматические задания, соответствующие каждому тексту. При этом проверяется как базовый, так и повышенный уровень освоения материала по ФГОС. Задания повышенной сложности отмечены знаком звёздочки (*).

Административные (входные) диктанты

Ночное небо
Вечером быстро темнеет. Темнота из серого тона переходит в тёмный. Постепенно она застилает всё небо. Всё вокруг утопает в ночной темноте. И вот на небесный свод выплывает яркая большая луна.

(30 слов)
Слова для справок: постепенно, вокруг.

Грамматические задания:

  • Поставьте знак ударения в словах первого предложения.
  • Подчеркните в словах четвёртого предложения буквы мягких согласных звуков.

Белка
Белка живёт в лесу. У неё цепкие коготки и пушистый хвост. Шустрый зверёк ловко скачет по веткам. Белочка любит орешки и шишки. На зиму хлопотливая хозяйка сушит грибы.

(28 слов)

Грамматические задания:

  • Подчеркните в словах третьего предложения буквы, обозначающие гласные звуки.
  • Придумайте и запишите по два слова с сочетаниями жи-ши.

В библиотеке

Мы с другом Юрой ходили в библиотеку. Здесь много интересных книг. Я выбрал сборник стихов Ирины Петровны Токмаковой. Мой друг захотел перечитать сказки Владимира Григорьевича Сутеева.

(26 слов)
Слова для справок: сборник, здесь, много.

Грамматические задания:

  • Выпишите из второго и третьего предложений слова, в которых все согласные звуки твёрдые. Определите, по какому правилу пишутся слова: речка, срочно, отличный.
  • Запишите ещё три слова на то же правило.

Помощники
Летом внуки гостили у бабушки в деревне. Катя полола грядки с морковью, огурцами. Коля кормил травой козу Зинку. Старший Вася ходил на сенокос. Он заготовил сено для коровы Зорьки.

(29 слов)

Грамматические задания:

  • Выпишите два слова с проверяемым безударным гласным в корне слова. Докажите написание, подобрав проверочные слова.
  • Подчеркните в словах второго предложения непроверяемые безударные гласные в корне. Запишите три слова на эту же орфограмму.

В лесу
Наступила осень. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Слава собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили.

(43 слова)

Грамматические задания

  • 1 вариант:
    Спиши слова, разделяя черточками для переноса: Медведь, лесные, ягода.
    Спиши слова. Отметь буквы, обозначающие гласные звуки: Белка, береза, красивый.
    Над словами 3-го предложения (Они ищут грибы) надпиши цифрой количество слогов.
  • 2 вариант:
    Спиши слова, разделяя черточками для переноса: Тетрадь, цветные, лилия.
    Спиши слова. Отметь буквы, обозначающие гласные звуки: Кошка, весело, зеленый.
    Над словами 7-го предложения (Ежик уколол Юру) надпиши цифрой количество слогов.

Васька
У Любы живёт кот Васька. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост пушистый. Летом Ваську взяли на дачу. Он любит спать на окне. Там тепло.

(26 слов)

Грамматическое задание:

  • Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:
    1 вариант – в слове Васька
    2 вариант – в слове любит
  • Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:
    1 вариант – 5-го предложения
    2 вариант – 6-го предложения

На даче
Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.

(25 слов)
Слова для справок: есть, водятся

Грамматическое задание:

  • В третьем предложении подчеркните гласные буквы.
  • Выпишите три слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

Пушок
У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

(24 слова)

Грамматическое задание:

  • В предложениях 4 и 5 подчеркните основу.
  • Допишите одно-два предложения в конце текста.

Весна
Прошли ненастные дни. Отшумели вьюги и метели. Солнце льет на землю свет и тепло. Дети пошли на экскурсию в лес. Гибкие ветки берез покрылись смолистыми почками. Ива распустила нарядные барашки. Ослепительно блестела на солнце лужа. Из нее пили птицы и жуки. Ожили муравьи. Они быстро бегают вокруг муравейника. Показалась зеленая трава.

(52 слова)

Грамматические задания:

  • Разобрать по членам предложения и частям речи
    I вариант – Первое и третье предложения
    II вариант – Шестое и последнее предложения
  • Спиши предложения, поставь в конце предложения нужный знак препинания.
    1 вариант – Как хорошо в весеннем лесу В зелёной траве затрещали кузнечики А что это за птица
    2 вариант – Чьи песни слышны в лесу На березах распустились листочки Как хороши лесные ландыши

Лес осенью
Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины. Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

(27 слов)

Грамматическое задание:

  • Подчеркните основу и выпишите пары слов:
    1 вариант: четвертое предложение
    2 вариант: пятое предложение.
  • В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Зимой в лесу
Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

(31 слово)

 

Грамматическое задание:

  • Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.
  • Напишите однокоренные слова к слову белка.
  • Напишите антонимы. Тепло – … Сытно – …

Хорошо в лесу
Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с осины. Скоро наступит осень.

(30 слов)

Грамматические задания:

  • подчеркнуть во втором (восьмом) предложении главные члены предложения
  • обозначить в словах ударение
  • выписать любое трёхсложное слово и разделить его чертой для переноса

Октябрь
Наступил октябрь. Роща сбросила золотые листья. Облака затянули небо. Редко светит солнце. Льют частые холодные дожди. Ночью морозно. Лужи покрыты льдом. Дует свежий осенний ветер. К утру замёрзла дорога. Скоро зима!

(31 слов)
Слова для справок: сбросила, редко, светит, дует

Грамматические задания:

  • Разделите на слоги слова второго предложения
  • Подчеркните в словах восьмого предложения буквы гласных одной чертой, буквы согласных — двумя

Гроза
Чёрные тучи затянули небо. В воздухе царит тишина. Вдруг налетел порыв ветра и волной прошёлся по траве. Небо разрезала молния. Миг, и раскат грома оглушает округу. По земле застучали крупные дождевые капли, которые сменил частый дождь.

(36 слов)
Слова для справок: прошёлся, оглушает

Грамматические задания:

  • Найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень.
  • Из последнего предложения выпишите слова с безударным гласным в корне. Подберите проверочные слова.

Август
Все любят август. В саду зреют груши и сливы. Пахнут душистые розы. Ребята часто бегают в рощу. Там ягоды малины! С поля убрали урожай хлеба.

(25 слов)
Слова для справок: любят, часто.

Грамматические задания:

  • 1 вариант:
    Раздели слова третьего предложения на слоги.
    Поставь ударение в словах второго предложения
  • 2 вариант:
    Раздели слова пятого предложения на слоги.
    Поставь ударение в словах четвёртого предложения.

Барсук
В конце лета барсук начал готовиться к зиме. По ночам он выходил искать пищу. Ел барсук много и часто. Зимой он будет жить в норе.

(25 слов)
Слова для справок: готовиться, будет.

Грамматические задания:

  • Выпишите из текста три слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу
  • Подчеркните в словах последнего предложения буквы мягких согласных звуков

Белка
Живёт в лесу белочка. Всё лето грибы сушит. Шишки щёлкает. В дупле большие запасы орехов и желудей. Много забот у белочки!

(21 слово)
Слова для справок: щёлкает, желудей, много.

Грамматические задания:

  • Подчеркните в словах третьего предложения буквы твёрдых согласных звуков
  • Подчеркните в словах четвёртого предложения буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков

Весна
Наступила весна. Ярко светит солнышко. Звенит весёлая капель. Большие сугробы осели. По дорогам бегут ручейки мутной воды. В лужах чистят перья воробьи.

(22 слова)

Грамматические задания:

  • Подчеркните в словах пятого предложения буквы мягких согласных звуков.
  • Выпишите слово воробьи. Укажите количество звуков и букв.

Чижи
В хвойных лесах живут чижи. Они летают дружными стайками и весело щебечут. Птички строят гнёзда на вершинах елей и сосен. Семена хвойных деревьев — любимое лакомство чижей.

(26 слов)
Постановку тире проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  • Подчеркните в словах второго предложения буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки.
  • Выпишите из текста два слова, в которых звуков больше, чем букв.

Осень
Пришла осень. Дует тёплый ветерок. Саша и Лена идут в лес. Рядом бежит собака Бим. Дети нашли грибы. Это белый гриб. А это рыжие лисички.

(26 слов)

Грамматические задания:

  • Запиши слова и поставь ударения: ученик, сорока, деревня.
  • Вставь пропущенную букву: ш..шка, свеч.., ч.гун. пруж..на, ч..шка, щ..ка.
  • Подбери противоположные по значению слова и запиши их:
    Белый –
    Горячий –
    бежит –
    кричит –

В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

(35 слов)
________

На даче
Всё лето мы жили на даче. Дача стоит на берегу речки Мойвы. Пала купил Серёже новые удочки. Мальчик идёт удить рыбу. Он поймал щучку и карася.

(28 слов)


В саду
Улетели и ласточки. В саду пусто и голо. Тишина. Кот Васька спит на коврике у печки. Малыши играют дома. У Маши — краски. Она рисует ёжика. У Саши — карандаши. Он рисует машину.

(33 слов)


Лось
В наших лесах живут лоси. Лось очень красив. В пищу лосю идут ветки и трава. Ему нужна соль. Учитель дал совет носить в лес соль. Мальчики кладут соль на камень. Лоси часто приходят лизать соль.

(36 слов)


Соболь
Соболь живёт в дуплах. Зимой он не спит. Бегает и ищет пищу. Но от гнезда далеко не уходит. В сильные морозы и метели соболь вялый. Ест соболь лесных полёвок, птиц, кедровые орешки. Из ягод он часто ест рябину и землянику.

(41 слов)


В лесу
Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Дети сели на пенек. Они слушают чудное пение птичек. Пора собирать малину. Крупные спелые ягоды манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.

(46 слов)


Утро
Утро. Вот река Москва. Трава в росе. Ребята ловят рыбу. Глеб поймал щуку. Юра поймал два леща и окунька.

(20 слов)


На реке
Наша дача была у леса. За лесом речка. Утром мы шли на речку. Мой брат ловил рыбу. Меня дедушка учил плавать.

(23 слова)

Слова для справок: ловил, меня.


Семья
У Димы есть брат и сестра. Дима учил уроки за столом. Оля читала стихи Пушкина. Юра писал письмо дедушке.

(20 слов)


У школы
Вот школа. У крыльца стояли дети. В руках у них были астры и розы. Ребята теперь школьники.

(19 слов)
Слова для справок: стояли, у них.


Утро
Утро. Весело кричал петух. У крыльца сидела собака Жучка. Кот Пушок пил молоко. Девочка дала козе хлеб.

(17 слов)


Деревья
Деревья – жители нашей земли. Они живут очень долго. У них есть своя память. Она заключена в годовых кольцах. Широкие кольца говорят об обильных годах. Узенькие кольца расскажут о годах засушливых. По количеству колец можно определить возраст дерева. Сколько колец – столько и лет.

(43 слова)


Лыжная прогулка
Отец и мать Серёжи Чарушина купили ему лыжи. Мороз утих. Серёжа с папой будут гулять два часа по лесной тропе. Снег летит из-под лыж. Трещит наст.

(28 слов)


Щука
Щука живет в пресных реках. Это хищная рыба. Длина обычной щуки около двух метров. Её вес может быть больше десяти килограммов. Щука — пятнистая рыба с темными полосками. Щуки живут в глубоких местах. В начале лета она может выходить на мелководье.

(41 слово)


Кот и собака
У Марины дома живет кот. Девочка назвала его Шустриком. Во дворе живет собака Жучка. Шустрик любит играть с собакой. Он хватает жучку за хвост и уши. А Жучка рычит.

(32 слова)

Диктанты по УМК Школа России

Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях.

(32 слова)


Еж проснулся
Под корнями березы была нора. Наступила радостная весна. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выбежал на лесную поляну. По лесу побежали весёлые ручьи. Холодные ручей разбудил зверька.

(по Г. Скребицкому)

(33 слова)


Курица и цыплята
Курица ведет по двору цыплят. Пушистые комочки пищат и скачут. У крыльца большой цветник. А вот ворота в огород. На грядках краснеют помидоры, зреет капуста. Заметил цыпленок на земле червячка. Хвать беднягу! Закудахтала курица. Она хвалит сыночка.

(по Н. Павловой)

(40 слов)

 ________

Светит яркое солнышко, тают снега, плачут снежинки. На реке треснул лед. Над водой кружат быстрые чайки. К реке вышли лось и лосенок. Звонко стучит лесной доктор. Выскочил на поляну зайчишка. Звери и птицы рады теплу и весне.

(37 слов)


Наша дача у лесочка. Там речка Щур. Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и щуку. Первую рыбку дали коту.

(29 слов)


Дети играли в школу. Таня была учительница. Был урок русского языка. Петя принес ручку и тетрадь. Он писал слова и делил их по слогам. Игорь называл буквы алфавита. Анна читала стихи. Все хорошо работали.

(34 слова)


Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи песни. Часто льют дожди. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Над елью кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сосны жилье зверька.

(35 слов)


Декабрь
Новый год у ворот. Сторожка лесника. Дядя Ваня и ребята идут в лес. Они несут подарки. Для зайца морковку и листья капусты. Для лосей соль. Для птиц зерно и ягоды рябины. Лесные жители будут рады гостям.

(37 слов)


Май
Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж.

(46 слов)
Слова для справок
: настали, зеленая, сочная, зреют, душистые, лесные, сладкий (учитель орфографически проговаривает безударные окончания имен прилагательных и глаголов).


Дружба
Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. Весной Мурка родила пять котят. Котята быстро росли. Однажды кошка ушла. Котята пищали. Мухтар стал играть с малышами. Большой котенок влез Мухтару на спину. Пес был рад. Скоро пришла Мурка, она стала кормить котят молоком. Мухтар весело смотрел на друзей.

(47 слов)
Слова для справок
: однажды, родились, росли, стала.


У дятла чудесный язык. Он у этой птицы большой длины. А ещё язык липкий. Муравьи часто прилипают к нему. Живая липкая ленточка!

(22 слова)


Умные обезьяны
Сложно собрать растения для гербария. Учёные решили обучить этому обезьян. Они показали им образцы редких растений. Скоро животные принесли растения и их плоды людям.

(26 слов)


Лосины
Лосина – вид замши. Раньше лосинами называли парадные штаны военных. Они плотно облегали ноги. Натягивали лосины мокрыми. В девятнадцатом веке лосины носили в некоторых полках России.

(26 слов)


Конфетное дерево
В горах Азербайджана растут удивительные деревья. Их плоды похожи по виду на соевые батончики. Плоды имеют вкус изюма. Такие конфеты очень любят есть дети. Конфетное дерево называется говения.

(30 слов)


Бабочки
На севере Австралии встречаются очень большие бабочки. Своими размерами они достигают двадцати шести сантиметров. Местные жители употребляют их мясо в пищу. За бабочками охотятся и стреляют в них из лука.

(31 слово)


Саамы
В тундре живёт народ – саамы. Они очень бережно относятся к своей родной земле и считают её живым существом. Деревья и трава – её волосы. Зелёный дёрн, тундровый мох – её кожа. Поэтому нельзя делать больно земле.

(35 слов)


Новый хвост
Когда ящерица теряет свой хвост? Когда хвост ящерицы попадает в ловушку. Такая способность является защитной. Так ящерица спасается от своих врагов. Но потеря хвоста болезненна для зверька. Ведь с помощью хвоста ящерица сохраняет равновесие.

(36 слов)


Селение из соли
В Алжире есть селение Фази. В Фази все дома и даже крепость со стеной сделаны из обычной соли. В этих местах очень редко выпадают дожди. Вот почему селение из соли существует уже много лет.

(37 слов)


Одуванчики
Одуванчики появляются в конце весны. Они цветут почти всё лето. Во многих странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и едят. Из молодых листочков делают салат. Из сухих листьев готовят вкусный напиток.

(38 слов)


Глубинные рыбы
В глубине моря царит темнота. Там плавают светящиеся рыбы. У каждого вида рыб сверкают разные огоньки рваных цветов. Чаще излучают свет глаза или пятнистые бока. У многих рыбок очень сильный свет. Такие рыбки даже хищника могут ослепить.

(39 слов)


Комнатные растения
Комнатные растения не только украшают наши жилища. Ещё давно садовая герань считалась в Европе цветком городской бедноты. Она оздоровляла сырой воздух в их жилищах и улучшала сон. Люди верили в лечебную силу садовой герани и любили её.

(39 слов)


Птенцы чайки
Птенцы вывелись и просят есть. Они смотрят на мир жёлтыми глазами. Но ничего вокруг не замечают. Они ищут красное пятно. Оно есть на клюве взрослой чайки. Птенец стучит носиком в клюв родителей. Для родителей это приказ. Надо кормить.

(40 слов)


Изюм
Изюм – это маленькие и очень сладкие сухие виноградинки. Их тщательно высушили на солнышке. До этого виноград привезли на завод. Там специальные машины удаляют мусор. Виноград сушится и сильно теряет в весе. Из сорта винограда кишмиш получается изюм без косточек.

(40 слов)


Постройка гнезда
Грачи строят гнёзда на вершинах высоких деревьев. Грач ищет хворостинку и летит с ней к гнезду. Грачиха остаётся караулить постройку. Потом грачиха летит, а грач остаётся. Принесут грачи сухие перья, положат их пышной кучей на ветках. Гнездо построено.

(40 слов)


Соболь
Соболь живёт в дуплах. Зимой он не спит. Бегает и ищет пищу. Но от гнезда далеко не уходит. В сильные морозы и метели соболь вялый. Ест соболь лесных полёвок, птиц, кедровые орешки. Из ягод он часто ест рябину и землянику.

(41 слово)


Воробей
Удивительная птица воробей! Кличут воробья воришкой и драчуном. Весной воробей часто залезает в чужое гнездо. Гнёзда он любит вблизи домов. Часто он залетает в скворечник. Но скворцы почти всегда его выгоняют. А воробей всё равно блестит глазками и весело кричит.

(41 слово)


Лубок
Лубок – это нижние слои коры деревьев. Ещё давно из лубка мастерили картинки. Такими картинками люди часто украшали свои жилища. Появились картинки в Москве. Уличные торговцы носили их в заплечных коробах. Эти коробы похожи на наши большие рюкзаки. Только сделаны они из луба.

(43 слова)


Ящерица ушастая
Вот ящерица ушастая замечает врага. Она широко разевает рот. В углах рта появились красные складки с белыми выростами. Так появился огромный зубастый рот. Кто отважится её тронуть? А если не помогло? Тогда эта ящерица может затрястись телом и утонуть в песке.

(43 слова)


Сорока
Сороку называют белобокой. У неё по бокам пёрышки белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные. Этим она похожа на ворону. Очень красив у сороки хвост. Он длинный и прямой. Перья на нём не просто чёрные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!

(43 слова)


Минеус
Паук минеус выходит на охоту с сачком. Сачок он сплетает из своей паутины. Он делает сеточку величиной с почтовую марку. Вечером он прячет сетку в ветвях и поджидает летунов. Вот увидел хитрец комара. Паук растянул лапками свой сачок и набросил его на жертву.

(44 слова)


Повадки скворца
Гнездо скворец устраивает глубоко в скворечнике. Он таскает туда мох и солому. Скворца лучше всего наблюдать ранним утром в саду или на огороде. Попробуйте подбросить скворцу червяка или кусочек хлеба. Скоро птица возьмёт корм из ваших рук или даже сядет на плечо.

(44 слова)


Деревья
Деревья – жители нашей земли. Они живут очень долго. У них есть своя память. Она заключена в годовых кольцах. Широкие кольца говорят об обильных годах. Узенькие кольца расскажут о годах засушливых. По количеству колец можно определить возраст дерева. Сколько колец – столько и лет.

(43 слова)

Тема: «жи/ши, ча/ща, чу/щу»

Майский гам
Грянул майский гром. Заполнили лес чудесные звуки. Бормочут молчаливые совы. Лопочут зайцы. В чаще пропищал комар. Чуть слышно прозвучали бубенчики ландыша. В лужах плещутся и урчат лягушки. Даже сухой лист ожил. Шуршит и шмыгает по земле.

(38 слов)


Зима
Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку.

(34 слова)


В роще
Как хорошо весной! Мы идем в дубовую рощу. Тут весело поют чижи и дрозды. Громко кричат грачи. Стучат пестрые дятлы. Трещат шустрые сороки. Над цветком жужжит пчела.

(29 слов)


Детский сад в зоопарке
Весной в зоопарке появились новые жители. Чудной медвежонок Топик сразу подружился с обезьянкой Чикой. Едят из одной миски тигренок Акбар и волчонок пик. Бельчонок Рыжик весело скачет по площадке. Львенок Кинг ловит его пушистый хвост.

(39 слов)


Алёша Чайков и Андрей Шишкин — два товарища. Оба любят животных. У Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за Карой. У Андрюши чудесная собака — Акбар. Мальчик учит Акбара служить.

(28 слов)

Словарные диктанты

Крошечный, строчка, изящный, розочка, речной, мачта, звучный, удачный, помощник, вазочка, чтение, красочный, хищник, уличный, платочки, мощный, мучной, минуточка, одуванчик, овощной, пушечный, почта.

(22 слова)


Июль, скамья, колосья, брать, ульи, веселье, день, зимовье, шьют, зелень, мыльница, Татьяна, Мальвина, житьё, чутьё, листья, костя, печенье, стулья, плюшки, крылья, летчик, качели, пьеса, бельё, ателье, муравьи, мёд, вьюга, салют.

(30 слов)


Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.

(16 слов)

Проверочные диктанты

Тема: «чк/чн/чт/щн»

Весна
Пришла шумная весна. Звонко поют птички. С сучка на сучок скачет рыжая белочка. Журчат ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Из разлома березовой веточки капает прозрачный сок. Яркими кружочками зеленеют кочки с брусничником.

(33 слова)


В лесу
Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу.

(33 слова)

Тема 3: Двойные согласные

В класс вошла учительница Анна Ивановна. Начался урок русского языка. Дети записывают слова с орфограммами. Сегодня одиннадцать учеников получили пятерки.

(20 слов)


Тема: «Звонкие и глухие согласные»

Наш сад охранял сторож Остап. С ним жил большой пёс Марат. Однажды зимой ударил крепкий мороз. Остап надел тулуп, шапку, варежки, тёплую обувь. Но ему было зябко. Он продрог и дул в ладошки. Вокруг мрак и тишь. Ветхую изгородь занёс снег. Низкое деревце накрыл сугроб.

(45 слов)


Раз ночью сквозь разбитое оконное стекло вскочила большущая мерзкая жаба. Увидела Дюймовочку. Схватила скорлупку с девочкой и выпрыгнула в сад. Там текла широкая река. У берега была топкая и вязкая тина. Тут жила жаба с с сынком. Он был гадкий и противный.

(по Г.Х.Андерсену)

(42 слова)


Тема: «Разделительный мягкий знак»

Семья Воробьевых
Семья Воробьевых большая и дружная. Все заняты делом. папа пишет научную статью. Бабушка шьет платье внучке. Мама утюжит белье. Дети Илья и Татьяна учат уроки. За ужином все пьют чай с черничным вареньем.

(35 слов)

Контрольные диктанты по темам

По теме: «Предложение. Слово и его лексическое значение»

Осень
Дует сильный ветер. Небо в тучах. Целый день идет дождь. Кругом лужи. Птицы улетели в теплые края. Сороки скачут около домов. Настала скучная пора.

(26 слов)

Грамматические задания

  • Подчеркнуть главные члены…
    1 вариант - первого предложения
    2 вариант – последнего предложения
  • Подобрать и записать…
    1 вариант – синонимы к словам. Дети-……., огромный-…..
    2 вариант- антонимы к словам. День- ….., громкий-…..
  • Записать 3 многозначных слова.

По теме: «Правописание безударных гласных в корне»

Воробей
Под крышей сарая было гнездо. Маленький воробей упал из гнезда. Он пищал. Рыжий кот Васька подкрался к малышу. Мать кинулась на врага. Она прыгала перед Васькой и била кота крыльями. Кот отступил.

(33 слова)

Грамматические задания.

  • Поставьте ударение в словах
    1 вариант - первого предложения
    2 вариант - второго предложения
  • Вставьте и подчеркните пропущенную гласную, запишите проверочное слово, выдели корень во всех словах.
    1 вариант. М.рской-….., л.сник- ….
    2 вариант. Цв.тной-……., с.довник-…..
  • * Запишите 4 слова с безударными гласными, которые не проверяются ударением.

 ________

По теме: «Правописание слов с безударными гласными и буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Рыбаки
Была зима. Юра и дядя Игорь пошли на рыбалку. Вот река. Наши рыбаки стали ловить рыбу. Дядя Игорь поймал леща и щуку. У Юры в руках окунь. Хороша будет уха!

(31 слово)

Грамматические задания

  • Поставьте ударение в словах
    1 вариант - четвертого предложения
    2 вариант - пятого предложения.
  • Выпишите из текста 3 однокоренных (родственных) слова, обозначьте в словах корень
  • * Запишите 4 слова с безударными гласными, которые не проверяются ударением

По теме: «Правописание слов с парным согласным в корне слова»

Зимой
Зима. Мороз. На деревьях иней. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу.
Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берез. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведет в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь.

(41 слово)

Грамматические задания

  • Выпиши 2 слова, в котором есть парный согласный звук в корне, рядом запиши проверочное, подчеркни эту орфограмму
  • Подчеркнуть главные члены…
    1 вариант - пятого предложения
    2 вариант – одиннадцатого предложения
  • * Подбери и запиши однокоренные слова к слову
    1 вариант - березка
    2 вариант - мороз
  • Выдели корень во всех словах.

По теме: «Глагол»

Весна
Наступила весна. Светит теплое солнышко. Сугробы осели. На реке треснул лед. Мутная вода затопила низины. Журчат шумные ручьи. На деревьях надулись почки. Они пахнут душистой смолой. Прилетели грачи. Кричат веселые воробьи. Природа проснулась и ожила.

(36 слов)

Грамматические задания

  • Указать части речи…
    1 вариант - в четвертом предложении
    2 вариант - в седьмом предложении
  • Выписать из текста глаголы, употребленные
    1 вариант - в единственном числе
    2 вариант - во множественном числе
  • * Подобрать:
    1 вариант - синонимы к словам: «Простите-……, сиять-…., говорить-…..»
    2 вариант - антонимы к словам. «Смеяться-……, отдать-…., говорить-….»

 ________

По теме: «Местоимение. Предлоги»

Скворцы
Мы работали на берегу Волги. Я жил в избе лесника. Наступила весна. Подул теплый ветер. Прилетели скворцы. Они устроились в дупле березы. Весь день работали птицы. Скворцы носили в гнездо перья, травку, сухой мох. Вечером они пели. Я любил слушать их песни.

(43 слова)

Грамматические задания

  • Укажите части речи…
    1 вариант – в первом предложении
    2 вариант – во втором предложении
  • Подчеркните главные члены предложения…
    1 вариант – в первом предложении
    2 вариант – во втором предложении
  • * Запиши, как названы в тексте скворцы. Скворцы, ……

По теме: «Лексика, фонетика, грамматика и правописание»

Наша семья
Мы живём в деревне Дубровка. Стоят тёплые деньки. Утром мама уходит на работу. Мы все ей помогаем. Маленькая Аня на крыльце кормит кур. Мой брат Илья носит воду.
Папа в пруду поймал большогоо леща. Я чищу рыбу. Мы будем варить уху. Мы живём дружно. Я люблю свою семью. 

(50 слов)

Грамматические задания

  • Укажите части речи… (в тексте)
    1 вариант - в пятом предложении
    2 вариант – в седьмом предложении
  • Выпишите…
    1 вариант - первое предложение
    2 вариант – последнее предложение
    … и подчеркните главные члены предложения.
  • * Запишите 1 слово с проверяемой безударной гласной в корне слова и 1 слово с парной согласной в корне, указав проверочные слова. Орфограммы подчеркните.

Итоговые контрольные диктанты

Старый Полкан
Жили добрый пёс Полкан и кошка. У кошки родились котята. Вот кошка ушла. Полкан играет с котятами. Котята влезут на спину Полкана и пищат. Пёс рад. Тут пришла кошка и стала урчать. Полкан уполз под крыльцо. Скучно Полкану без маленьких котят.

(43 слова)

Грамматическое задание:

  • Подчеркнуть главные члены предложения
    вариант 1: во 2 предложении
    вариант 2: в 4 предложении
  • Указать часть речи каждого слова в этих же предложениях
  • Определите число имен существительных: кошка, котята, крыльцо
  • Выпишите 2 глагола во множественном числе
  • Выпишите 3 предлога
  • Запишите к слову маленьких
    1 вариант: антоним
    2 вариант: синоним
  • *. Образуйте от прилагательного добрый два новых слова:имя существительное и глагол

Весна
Пришла весна. Тает лёд. Весеннее солнце сгоняет снег. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях. Мальчики Алёша и Юра идут в парк.

(39 слов)

Грамматическое задание:

  • Подчеркнуть главные члены предложения:
    вариант 1: в 3 предложении
    вариант 2: в 5 предложении
  • Сделайте звуко-буквенный разбор слова:
    1 вариант: льют
    2 вариант: шьёт
  • Выпишите из текста слово с парным согласным на конце, подберите к нему проверочное.
  • Подчеркните заглавные буквы в именах собственных.
  • *. Укажите, какими частями речи являются слова 6-го предложения.

Зимой
Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку.

(33 слова)

Грамматическое задание:

  • Выписать из текста 2 слова с безударной гласной в корне и подобрать проверочное слово.
  • Разделить для переноса:
    1 вариант: объём, жужжит
    2 вариант: подъём, длинный
  • Сделать фонетический разбор слова:
    1 вариант: соль
    2 вариант: пень
  • Подчеркнуть грамматическую основу:
    1 вариант: в 5 предложении
    2 вариант: в 7 предложении
  • *. Охарактеризовать предложения по цели высказывания и интонационной окраске.

Наша дача у лесочка. Там река Щур. Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и щуку. Первую рыбку дали коту.

(29 слов)

Грамматическое задание:

  • Обозначить ударение во всех словах:
    1 вариант: в 7-м предложении
    2 вариант: в 8-м предложении
  • В 6-м предложении подчеркнуть грамматическую основу.
  • Разделить слова для переноса:
    1 вариант: окунька, поймали
    2 вариант: Васька, первую
  • Напишите 2 однокоренных слова к слову:
    1 вариант: кот
    2 вариант: река
  • *. Выделите корень в этих словах.